Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинет педагога-психолога оборудован для проведения подгрупповой и индивидуальной работы с дошкольниками и способствует реализации основных функций педагога-психолога ДОУ. В кабинете педагога-психолога имеется следующее оборудование: рабочий стол педагога, шкафы для пособий, документации, столы и стулья для детей; компьютер, принтер, сканер.
Для занятий с детьми подготовлены различные настольно-печатные дидактические игры: Лото «Двойняшки. Предметы вокруг нас», «Найди различие», «Что перепутал художник?», «Ассоциации», "Четвёртый лишний», «Найди тень», «Времена года», «Найди пару», «Найди половинку», «Цветные гномики», «Что пропало?», «Выбери эмоцию» и другие.
В кабинете учителя-логопеда имеется всё необходимое для логопедической работы с детьми оборудование и материалы:
- мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи для оборудования;
- зеркала: настенное большое зеркало с ширмой, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей;
зонды логопедические для постановки звуков, а также вспомогательные средства для исправления звукопроизношения (шпатели, резиновые соски-пустышки и т.д.);
средства для санитарной обработки инструментов: емкость средняя или малая, спиртовой раствор, ватные диски (вата), ватные палочки, салфетки, марля и т.п.
Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:
- альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов;
- наборы наглядно-графической символики (по темам: звуки, предлоги, схемы для звуко-слогового анализа и синтеза, схемы для составления предложений, рассказов, словообразовательные схемы и уравнения и т.п.);
- дидактические пособия по развитию словарного запаса: обобщающие понятия (посуда, овощи-фрукты, дикие и домашние животные, транспорт, детеныши животных, одежда, обувь и т.п.), целый предмет и его части, части тела человека, и животных, слова-действия, признаки предметов (качественные, относительные, притяжательные), слова – антонимы, слова – синонимы, слова с переносным значением и т.п.;
- дидактические пособия по развитию грамматического строя речи по темам:
согласование существительных с прилагательными, глаголами, числительными; глаголов с местоимениями; простые и сложные предлоги; простые и сложные предложения; однородные члены предложения, картинки и с изображением предметов, объектов, обозначаемых родственными и однокоренными словами и т.д.;
- дидактические пособия по развитию связной речи: картины, серии картин; наборы предметных и сюжетных картинок для распространения или уточнения сюжетной линии; игрушки для составления рассказов-описаний, сборники сказок, рассказов для составления пересказов, различные детские хрестоматии; загадки, потешки, поговорки, скороговорки (в зависимости от возраста и уровня речевого развития детей);
- дидактические пособия по развитию оптико-пространственных ориентировок: листы бумаги, плоскостные и объемные геометрические формы, настенные и настольные панно, модули, лабиринты;
- дидактические пособия по развитию моторно-графических навыков: наборы для развития чувствительности и подвижности рук, настенные и настольные панно и модули, конструкторы, ручки, карандаши, фломастеры, глина, пластилин;
- дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука букв, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и др. изображения букв, изображения букв со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради.
Пособия для обследования и развития слуховых функций:
звучащие игрушки, музыкальные инструменты (бубен, металлофон, пианино, барабан, гитара, балалайка, гармошка, колокольчики) предметные картинки, обозначающие низко и высоко частотные слова (школа, чайник, щетка, шапка пирамида, лампа, ракета, лодка), сюжетные картинки.
Пособия для обследования и развития интеллекта:
пирамидки разной величины, кубики вкладыши, набор матрешек разного размера, «почтовый ящик», счетные палочки, разрезные картинки (на 2,3,4 части), наборы картинок по тематическим циклам (для выделения 4-ой лишней), наборы парных картинок для сравнения (аппликация и цветок в вазе), кукла и девочка, настольная лампа и солнце, самолет и птица, Снегурочка и елочная игрушка), серии сюжетных картинок, альбом с заданиями на определение уровня логического мышления.
Пособия для обследования и развития фонематических процессов, формирования навыков языкового анализа и синтеза, обучения грамоте.
Разрезная азбука.
Символы звуков, схемы для анализа и синтеза слогов, слов.
Символы для составления картинно-графической схемы предложений.
Символы простых и сложных предлогов.
Наборы букв разной величины (заглавные и прописные), печатные, наборы элементов букв, которые можно раскрасить, вырезать по контуру, заштриховать, слепить из теста, пластилина, сделать из проволоки, картона, бархатной бумаги.
Карточки с перевернутыми буквами, схемами слов разной сложности.
Дидактические игры в соответствии с разделами коррекционно-развивающей
работы с детьми с ТНР.
В логопедическом кабинете имеются зона индивидуальной работы с ребенком, рабочая зона учителя-логопеда, где расположено необходимое оборудование: учебно-методические пособия, дидактический материал по всем разделам развития речи, материалы по обследованию детей.
Имеющееся оборудование:
дидактический материал М.Монтессори; демонстрационные, игры, пособия, раздаточный материал: материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, наборы цветных предметов; мозаики; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями; материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; материалы для тактильного развития.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал.
Функциональное использование: проведение музыкальной деятельности, утренней гимнастики, праздников, развлечений, в том числе с участием родителей (законных представителей) воспитанников, индивидуальных занятий с детьми, детьми с ОВЗ
Оборудование: фортепиано, муз.центр, синтезатор, детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, картотеки, фонотеки, музыкальный центр, мультимедийная техника, детские костюмы и др.
Сенсорная комната.
В МБДОУ №2 г. Шебекино есть сенсорная комната. В ней при необходимости можно проводить занятия дополнительных образовательных объединений. В сенсорной комнате есть детские столы, стулья, дидактический стол для рисования с песком и подсветкой, шкаф с дидактическими и методическими пособиями, разные виды конструктора.
Соляная комната.
Соляная комната в детском саду предназначена для укрепления здоровья детей и развития их творческих способностей.
Основные задачи:
-
сохранение и укрепление здоровья детей с помощью галотерапии через комплекс игровых занятий (дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики, профилактика плоскостопия);
-
укрепление иммунитета и повышение устойчивости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды;
-
создание условий для повышения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста с помощью игровых мероприятий (сказкотерапия, конструирование);
-
формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью.
Работа в соляной комнате организуется с детьми в течение учебного года.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотека располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделен на три части и включает в себя:
· Книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
· Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
· Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные образовательной программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
В каждой группе оборудован книжный уголок или мини-библиотека.
Содержание и размещение уголков зависит от роста и возраста детей. Книжный уголок располагается таким образом, что любой может дотянуться и взять понравившуюся книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему захочется. В уголках выставлены разные книги: как новые яркие и красивые, так и зачитанные, но аккуратно подклеенные.
Главная цель книжных уголков и мини-библиотек – дать возможность детям общаться с книгой.
Наличие оборудованных объектов спорта
Объекты спорта.
Для развития физических качеств и двигательных умений обучающихся в ДОУ оборудован спортивный зал и спортивная площадка, физкультурные центры в группах, в том числе для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ.
Спортивный зал - используется для проведения занятий физической культурой, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп, оказание дополнительных платных образовательных услуг спортивно-оздоровительной направленности.
Спортивная площадка - используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, организации прогулок.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад компенсирующего вида № 2 «Логоцентр» для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и обучающихся, так и самостоятельной деятельности бучающихся не только в рамках образовательной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:
- учет возрастных и психологических особенностей детей;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Выбор средств обучения зависит от:
- возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- типа и структуры занятия;
- количества детей;
- интереса детей;
- конкретных образовательных задач;
- особенностей личности педагога, его квалификации
Музыкальные - различные пособия для занятий хранятся в кабинете музыкальных руководителей: фонотека, методическая литература, дидактические музыкальные игры, иллюстративный материал.
Набор перчаточных кукол к сказкам. Костюмы детские и взрослые для театрализованной деятельности. Модули для театрализованной деятельности. Разные виды театров. Ширма для кукольного театра напольная. Комплект костюмов-накидок для сюжетно-ролевых игр.
Наборы для ряжения. Набор пальчиковых кукол к сказкам.Ширма настольная
Мини -лаборатория “Наураша”
Методический кабинет - в ДОУ функционирует методический кабинет достаточное количеством методической и детской литературы, выставки методических материалов для организации работы с детьми.
Развивающие игры В.В. Воскобовича. Это игры, специально составленные с целью активизации различных способностей ребёнка, в том числе двигательных и умственных. Развивающие игры Воскобовича – это творческая методика. В основу игр заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.
"Дары Фребеля" - развивающие игры формируют представлений о разнообразии мира природы; расширяют кругозор, обучают умению выразительно передавать образы окружающего мира, развивают общения со сверстниками, воображения, реализуют самостоятельную творческую деятельность.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам
Доступ воспитанников к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен образовательной программой ДОУ.
Информационные системы ДОУ включают в себя: электронную почту; локальную сеть с выходом в Интернет; Wi-Fi; официальный сайт образовательного учреждения.
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы.
Электронный портфель игровых и образовательных практик поддержки семей с детьми дошкольного возраста «Дети в приоритете».
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.